Товар добавлен в корзину
ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

ДОБАВИТЬ ЕЩЕ ТОВАРЫ
Вы сможете перейти к оформлению заказа в любой момент, нажав на значок корзины в верхней части сайта

Путешественник Алекс Кузмицкий: «Я за человека думающего, а не жующего»

12 сентября 2010 года
Подписаться на новости
Алекс Кузмицкий

Алекс Кузмицкий aka Manull широко известен в кругах самостоятельных путешественников. Он, как Юлий Цезарь, столько всего совмещает в себе, что у меня пальцев на руках и ногах не хватит перечислить все его таланты. Он и альпинист (кандидат в мастера спорта), и дайвер, и парапланерист, и журналист, и составитель путеводителей, и организатор проектов по экстремальным путешествиям.

Алекс предпочитает не обычные путешествия, а, например, такие, как поездка автостопом из Москвы в Тибет (через две самые сложные дороги в мире — Западно-Тибетскую и Юньнаньскую) и дальше в Таиланд (первый среди российских самостоятельных путешественников!).

— Привет, Алекс! Расскажи, пожалуйста, немного о себе. Какой у тебя основной род занятий?
— Привет. Я родился в 1981 году. Основной мой род занятий на данный момент — журналистика, фотожурналистика, книгоиздательство, самостоятельные путешествия, экстремальные виды спорта (альпинизм, парапланеризм, сноубординг, скалолазание, дайвинг). Занимаюсь этим уже много лет. Есть в активе собственные маршруты. По альпинизму у меня уровень кандидата в мастера спорта, по сноубордингу я инструктор. Работал горным гидом. Практикую так называемый тревел-альпинизм (путешествия, совмещённые с альпинизмом). На Западе это очень распространено, в России же пока нет. Наша русская команда первая, которая это делает. У нас была экспедиция по Ближнему Востоку (Египет, Иордания, Сирия, Турция). Пишу также путеводители. Задумок очень много, хочется много чего успеть, а жизнь одна. Времени, конечно, не хватает, но это не повод отступать. Ведь всё самое интересное ещё впереди.

— Как ты пришёл к идее заняться автостопом и самостоятельными путешествиями?
— Предыстория такова, что мне повезло учиться в гимназии в биологическом классе на юго-западе Москвы. Я туда хотел поступить целенаправленно и в итоге поступил. В этой гимназии отличный коллектив преподавателей и сама форма преподавания. Обучение к тому же включало в себя как минимум четыре раза в год полевую практику. Географически она проходила от озёр в Тверской области до Белого моря. Практика дала мне мощный импульс любви и желания продолжать заниматься путешествиями. Со временем они заполнили основную часть моей жизни.

Автостопом впервые поехал в 1996 году, когда я прочитал книжку известного самостоятельного путешественника и автостопщика Антона Кротова. Я был ещё несовершеннолетний в то время. Поехал автостопом и на «собаках» (электричках) до Питера и обратно в Москву. У меня ещё даже не было паспорта, а было только свидетельство о рождении. Эта поездка оказалась для меня важной вехой на пути к познанию нового.

В том же 1996 году я познакомился лично с известными самостоятельными путешественниками и автостопщиками Антоном Кротовым (председатель Академии вольных путешествий. — А.К.) и Валерой Шаниным (председатель Московской школы автостопа. — А.К.), работая в газете «Вольный ветер».

— Расскажи популярно, в чём преимущество автостопа и самостоятельных путешествий по сравнению с путешествиями по путёвкам?
— Тут всё лежит на поверхности. Общее название явления — это всё-таки «самостоятельные путешествия», при этом не суть важно, едешь ты автостопом или не автостопом. Ты можешь ехать и по турпутёвке, отклоняясь от заданного маршрута, можешь поехать куда-то жить и изучать окрестности, можешь арендовать машину и путешествовать, можешь ехать автостопом. Автостоп — это лишь один из видов самостоятельных путешествий. Поэтому я буду говорить именно о них.

В чём отличие самостоятельных путешествий от путешествий по путёвкам? Отличие в том, что ты путешествуешь так, как сам хочешь. Делаешь то, что хочешь, — готовишь сам путешествие, продумываешь маршрут, ни от кого не зависишь. Это позволяет погрузиться в жизнь страны и её настоящую реальность, не отгораживая себя искусственными рамками типа турпакетов all inclusive. Классическая картина — приезжает человек, купивший тур, на место. И вдруг оказывается, что отель плохой, но поменять его на другой уже фактически невозможно. Деньги-то уже заплачены, а персоналу отеля всё равно до нужд этого человека.

Комнату не поменяют, вид из окна может быть плохой, обслуживание хамское и т.д. А человек, который путешествует самостоятельно, потратит 20—30 минут, обойдёт несколько мест и выберет то, что ему нужно и нравится, исходя из собственных предпочтений и пожеланий. Это небо и земля — самостоятельное путешествие и путешествие по турпутёвке. При этом стоимость самостоятельного путешествия не всегда сильно дешевле поездки по турпутёвке. Часто она бывает равноценной, потому что в путешествии по путёвке вы, как правило, меньше перемещаетесь. А в самостоятельном путешествии человек глубже погружается в жизнь страны, интенсивнее перемещается по ней, успевает посмотреть существенно больше. Денежные траты, соответственно, возрастают.

Что же касается автостопа — это уникальная возможность соприкоснуться с реалиями жизни страны, по которой путешествуешь. Потому что, когда ты едешь с водителем, ты общаешься с местным жителем. Он может быть китайцем, и вы будете общаться на языке жестов, уча по ходу местный язык. Ты кушаешь вместе с ним, он может пригласить тебя к себе домой по законам гостеприимства, познакомить с родственниками.

Приведу пример из своей жизни. Путь от Москвы до Крыма можно проделать на поезде за сутки и ничего толком не увидеть. А можно за эти же сутки или двое поменять с десяток машин, перезнакомиться с кучей новых людей, которые тебя куда-нибудь завезут, покажут необычное место. В моей автостопной практике был случай, когда директор какого-то музея повёз меня в город, расположенной далеко от трассы. Я бы в жизни туда не попал. Он меня провёл по этому музею, показал город, оставил у себя переночевать. На следующий день вывез на трассу, а там ждал следующий интересный человек. Это целое приключение, когда твой путь из Москвы до Крыма является неким событием. И оно стоит того.

Изначально автостоп для меня был единственной возможностью путешествовать без денег, потому что их попросту не было. Особенно в старших классах школы и студенческие годы. Сейчас материальное положение значительно улучшилось, но тем не менее автостопом я продолжаю ездить и люблю это дело. Потому что это уникальный шанс встретиться нос к носу с действительностью какой-либо страны или региона. Я называю это методом полного погружения. Просто потрясающе — рекомендую всем, кто ещё не пробовал, попробовать. Плюс путешествие автостопом — это возможность развить свои коммуникативные навыки. Когда ты садишься в машину, хочешь ты того или не хочешь, тебе приходится общаться с водителем. И не важно, что это за человек — плохой или хороший, интересный или неинтересный. Поэтому автостоп даёт хороший толчок к личностному росту.

— Как ты оцениваешь примерное количество активных самостоятельных путешественников в России?
— Вопрос довольно сложный, потому что объективной оценки никто ещё не давал. Исследований на эту тему не проводились. Самостоятельные путешественники как класс («бэкпекеры» в международной классификации, от англ. back — спина, pack — рюкзак. — А.К.) в России пока зарождаются.

Расскажу немного об этом международном движении самостоятельных путешественников (бэкпекеров). Оно зародилось в конце 60-х годов ХХ века. Студенты и выпускники колледжей на полгода или год отправлялись по миру в самостоятельные путешествия. В это же время начинают появляться путеводители для подобных искателей приключений — типа Lets go, Lonely Planet и другие. В Россию, как всегда, подобные процессы приходят с опозданием. На Западе бум уже давно прошёл и сходит на нет, а в нашей стране движение бэкпекеров от силы насчитывает лет десять (да и то с натяжкой).

В России тренд самостоятельных путешествий в настоящее время находится на пике популярности и развивается стремительными темпами. И скоро самостоятельных путешественников в нашей стране будет очень и очень много. Более того, есть такое понятие, как gap year. Когда сотрудник фирмы берёт отпуск на работе на длительное время (на полгода или год) для путешествий. Или вообще увольняется, заранее найдя место работы на будущее, после того как он вернётся из кругосветного путешествия. На Западе это очень распространённая практика и считается важным шагом к очередному этапу личностного роста.

Молодые парни и девушки после колледжей или университетов также устраивают себе подобные gap year. И при приёме на работу предпочтение зачастую отдают претендентам, которые имеют подобный опыт путешествий по миру. Считается, что они более опытные, самостоятельные, творческие.

Подобная практика появляется уже и в России. Это говорит о том, что мы идём в ногу со временем.

Что же касается количества бэкпекеров… Недавно проводил мониторинг интернет-ресурсов, которые посвящены самостоятельным путешествиям. Их не так уж и много в Рунете — порядка двадцати. Я оценивал по количественным показателям (посещаемость, количество зарегистрированных пользователей и т.п.). И по моим прикидкам, тех, кого можно назвать бэкпекерами (в западном понимании), — 30 тыс. человек на данный момент. Но главное всё же не количество, а тенденция. Год назад это число было в два раза меньше.

Сейчас в России становится очень модно путешествовать самостоятельно. Грядёт эволюция людского сознания, когда они поймут, что можно поехать не только в Турцию или Египет по турпутёвке. А можно поехать на Филиппины или в Китай. А некоторые знают, что где-то находится остров Сокотра либо Коморы, например. И уже туда навострили свои лыжи.

— Какие страны ты посетил самостоятельно и сколько километров наездил автостопом?
— Никогда не считал. Я за цифрами не гонюсь уже очень давно и считаю это дело довольно дурацким. Ведь суть не в количестве, а в качестве. Посетил где-то 45 стран — практически вся Евразия, Южная Африка, Ближний Восток, вся Европа, Южная Америка. Что касается автостопного километража, когда пересёк планку в 100 тыс. км, перестал считать. Было это довольно давно. Однако хочется посетить как можно больше стран, и дело не в количестве. Просто хочется увидеть их все, потому что они разные, интересные и т.д. Наверняка будет и 50-я страна, и 100-я. Пятидесятую я вряд ли буду высчитывать, а вот сотую постараюсь посчитать. И в честь этого повешу флаг у себя над домом.

— Расскажи о своём самом необычном и интересном самостоятельном путешествии. Какие трудности встречались на твоём пути?
— Мне всегда везло на интересные идеи путешествий, поэтому есть из чего выбрать. Пожалуй, самая знаковая и интересная поездка была три года назад, когда я со своей девушкой проехался автостопом из Москвы через Тибет до Таиланда и вернулся обратно.

Что в нём было необычного?

Дело в том, что именно через Тибет по Западно-Тибетской дороге и потом по Юньнаньской (самые сложные дороги в мире по высоте над уровнем моря и протяжённости) до нас никто достоверно не проезжал автостопом. Я специально изучал этот вопрос. С нашей стороны это путешествие было неким вызовом. Предыстория такова, что я в мае сломал себе ногу на восхождении в Крыму. Все мои летние спортивные планы, связанные с определёнными физическими нагрузками, накрылись медным тазом. Я вынужден был два месяца лежать в гипсе. В связи с этим свободного времени было полно. Я лазил по интернету и думал, как бы что-то придумать на август, чтобы можно было съездить автостопом. И случайно наткнулся на информацию про самые сложные в мире дороги — Западно-Тибетскую и Юньнаньскую, которые никто не проезжал автостопом. Сразу в голове загорелась красная лампочка — надо ехать! И ехать сразу от Москвы — то есть выйти на трассу и добраться до Лхасы (столица Тибета) автостопом, а никак иначе.

Откуда у меня такая уверенность, что до меня по Западно-Тибетской дороге никто не проехал подобным образом?

Потому что многие, кто проезжал, проехали «нечисто». Очень сложно проехать по этой дороге «чисто», без денег. В день по ней проходит всего около десяти машин. И из этих десяти девять — «деньгопросы». При этом они не уговариваются ни в какую. В день реально застопить одну, максимум две машины, на которых ты можешь уехать. К тому же в них должно быть хоть какое-то пустое место, чтобы тебя можно было подвезти. А мы пошли на принцип и сделали всё чисто за 40 дней (путешествие автостопом по Тибету по Западно-Тибетской и Юньнаньской дорогам).

Второй вызов этой автостопной эпопеи был ещё в том, что мы ехали без «пермитов» (разрешений). Нас останавливали, арестовывали, мы ночевали на check-постах прямо на полу, у нас ломались автобусы, тонули… Что с нами только не происходило. На нас нападали бродячие собаки, мы попадали на какие-то тайные мистерии в горных буддийских монастырях с поеданием горных грибов. Множество было всяких невероятных событий, на основе которых я пишу книгу. Она будет называться «Тибет: с Запада на Восток».

— Насколько дороже или дешевле путешествовать самостоятельно по сравнению с путешествиями по путёвке? Какие основные расходы — питание, проживание или что-то ещё?
— Как правило, самостоятельные путешествия, конечно же, дешевле, потому что не платишь посредникам за отели, за питание, за перемещение. Ты сам решаешь, за что тебе платить, а за что не платить. Всегда есть возможность поторговаться, сбить цену. Всё это в итоге приводит к тому, что ты можешь за те же деньги, которые ты заплатил бы за тур, провести в стране в два раза больше времени и увидеть в разы больше интересностей: посетить разные места, познакомиться с местным населением и т.д.

Что касается расходов — всё очень субъективно и зависит от страны. И даже порой от времени года. Но в целом главные расходные финансовые статьи — это само проживание, плата за билеты для осмотра местных достопримечательностей и логистика перемещений (если ты не перемещаешься автостопом). Расходы на питание занимают наименьшую часть.

— Что бы ты посоветовал людям, желающим начать самостоятельно путешествовать, но не знающим, как к этому подступиться и с чего начать?
— Я бы посоветовал для начала найти в своём городе туристический, альпинистский, а может, и автостопный клуб. И принять участие в его жизни. Наверняка там же найдутся попутчики для первых совместных поездок. Или более опытные товарищи, которые введут в курс дела, чему-то обучат, передадут какие-то свои знания. Опыт передачи знаний от мастера к подмастерью ещё никто не отменял. Это оптимальный путь введения в любой род деятельности, и путешествия здесь не являются исключением. Если же такой возможности нет, тогда воспользуйтесь возможностями интернета. Сеть позволяет находить попутчиков и единомышленников. На соответствующих путешественнических и автостопных форумах общайтесь, ищите, предлагайте разные варианты путешествий либо присоединяйтесь к уже намечающимся поездкам. Это очень удобный способ. Даже если вы живёте в разных городах, вы всегда можете встретиться по предварительной договорённости в какой-то географической точке и оттуда начать своё совместное путешествие.

— Ты выпускаешь с некоторыми единомышленниками путеводители по тем странам, которые вы посетили. Сами их пишете?
— Я пишу путеводители для различных издательств уже довольно давно. Сотрудничаю с издательствами «Вокруг света» и «Эксмо». Но у меня с единомышленниками уже давно назревало желание выпустить серию собственных путеводителей, аналогом для которых стал бы всемирно известный Lonely Planet. В этом формате путеводителей в России пока нет ещё ни одного.

Я и Владислав Крыштановский основали серию «Путешествуем сами». Выпустили первый путеводитель по Таиланду. Готовятся к изданию следующие — по Центральной России, Египту, Южной Индии и Ближнему Востоку. Разработка полностью наша — дизайн, вёрстка, тексты, внутренняя структура. Планируется привлечение сторонних авторов к написанию путеводителей на денежной основе.

Основные отличительные особенности наших путеводителей — авторские тексты. Каждый путеводитель имеет своё лицо. Он отражает особенности мировосприятия того человека, который его написал.

Следующий момент — любой кусок текста является авторским. Если что — будет понятно, кого пинать. Из-за этого мера ответственности автора повышается. Он понимает, что под его словами будет находиться его фамилия и он в ответе за них. Другая особенность наших путеводителей — все места, которые описываются в них, мы посещаем сами.

— В чём ты видишь свою миссию как активного организатора и популяризатора самостоятельных путешествий? Какие акции проводились в СМИ и в интернете с твоей подачи или при твоём непосредственном участии, связанные с самостоятельными путешествиями?
— Я уже давно перестал ездить с одной лишь целью — чтобы просто поехать куда-либо. Мне очень нравится делиться полезной информацией с людьми. Это выливается в последнее время в то, что я пишу какие-то статьи, аналитические обзоры, путеводители. Это первый момент.

Второй — люблю ломать шаблоны и стереотипы. Хотя никто от них не застрахован и все мы подвержены их воздействию. И я не исключение.

Я вижу свою миссию в том, чтобы стараться помочь людям проснуться, показать другую жизнь, другую реальность. Показать, что можно жить по-другому, что мир прекрасен и разнообразен. Всячески пропагандирую самостоятельные путешествия с включённой головой — я за человека думающего, а не за человека жующего.

Что касается акций в СМИ. Проводили совместный проект с Rambler под названием «Побег». Суть его заключалась в том, что отобрали пять офисных сотрудников и на пять недель отправили в Юго-Восточную Азию. Они путешествовали и описывали свои впечатления в блогах, а на сайте в это время проходило голосование, куда они дальше должны поехать и что сделать. Такой классический вариант, когда берут людей, никак не связанных с путешествиями, и погружают в незнакомую для них среду.

Летом 2009 года проводился совместный проект с «Акадо». Мы в Перу снимали в течение 14 дней на видео туристические и нетуристические места. Снимали live-видео путешественника, едущего по стране.

— Подбодри читателей интервью, которые хотят начать самостоятельно путешествовать, но всё ещё боятся. Я страстно желаю, чтобы нашего полку бэкпекеров прибыло.
— Можно только посоветовать не бояться, верить в себя. Как известно, «путь в десять тысяч ли начинается с первого шага». Главное — сделать первый шаг. Решиться на него. Если человек никогда не путешествовал — найти возможность куда-то поехать. Например, на один день, на выходные. Всё начинается с малого. А дальше если понравится, то отказаться от этого уже будет невозможно. И главное — верить в себя. Потому что на самом деле все возможности в нас уже заложены. Всё сидит в нас — вопрос лишь в том, чтобы разрешить себе.

Мир меняется. Мы живём в замечательное время — очень интересное и многогранное. Вокруг столько возможностей, что просто грех жить и не пользоваться ими. А путешествия — это одна из тех сфер, где количество этих возможностей (возможности реализовать себя и познать окружающий мир) просто огромное.

Беседовал Алексей Кузнецов, автор проекта «Самостоятельный путешественник» источник http://www.chaskor.ru

Последние темы:
© Группа компаний «Para-Dive», 2004-2024
Создание сайта Веб-студия PBC